"Умирать все умеют, надо жить научиться"

В основе развития общества лежат системы ценностей, и аль-Фараби на основе этого дает следующую классификацию человеческих сообществ:

1. Невежественный город – его жители не знают и никогда не знали, что есть подлинное счастье, поэтому они и не стремятся к нему. За благо они почитают: «телесное здоровье, богатство, наслаждения, свободу предаваться своим страстям, почести и величие» [12]. Обладание этими благами и является счастьем для жителей невежественного города.

Невежественные города бывают нескольких видов:

а. Город Необходимости - где стремятся удовлетворять только насущные требования выживания;

б. Город Обмена - где для жителей достижение богатства есть цель всей жизни;

в. Город Низости и Несчастья - где царствует гедонизм, жители его стремятся к различного рода наслаждениям;

г. Город Честолюбия - где все стремятся к похвалам и признанию;

д. Город Властолюбия – где смыслом жизни является достижение власти, победа над другими людьми, их покорение и подчинение себе;

е. Город Сластолюбия - где правит бал полная распущенность.

2. Безнравственный город – его жители знают, что есть истинное счастье и добродетели, но ведут себя так, как будто не знают их, как невежественные.

3. Переменчивый город – был Добродетельным, но впоследствии переменился.

4.Заблудший город - его жители полагают, "что счастье будет после этой жизни" [13], т.е. надеются на загробную жизнь.

5. Добродетельный город - "в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье" [14], где царит мир и взаимоподдержка, где «люди помогают друг другу в целях достижения счастья» [15]. Такой город управляется централизованно, а его глава обладает всеми добродетелями. Аль-Фараби считал, что будущее есть только у Добродетельных городов, всех же остальных ждет распад и гибель. Но, по мнению аль-Фараби, «вся земля станет добродетельной, если народы, ее населяющие, будут помогать друг другу для достижения счастья» [16].

Аль-Фараби считал, что "Счастье - это добро, искомое ради себя... Действия, помогающие достижению счастья - это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их, - это добродетели" [17]; "Человек не может быть с самого начала, от природы наделенным добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом" [18]. После смерти души людей освобождаются, сливаются на небесах и достигают счастья, и чем более они умножаются, тем больше их общее счастье. Злые же души, не способные оторваться от материи, гибнут вместе с ней.